Законодательные аспекты. О возможностях и перспективах | ![]() |
![]() |
![]() |
---|
«Актуальные вопросы совершенствования правовой базы государственно-частного партнерства».
Выступление депутата Государственной Думы ФС РФ,
председателя Экспертного Совета по ГЧП Х.М.Салихова на Форуме регионов России: «Государственно-частное партнерство в комплексном развитии территорий» 28 апреля 2010 года в здании ГК «Президент-отель» Управления делами Президента РФ
Уважаемые коллеги, участники и гости!

Мне особенно приятно отметить состав присутствующих в данном зале, говорящий о глубокой заинтересованности регионов Российской Федерации в поисках эффективных решений стоящих перед ними народно-хозяйственных задач.
Блок 1. Кризис и ГЧП.

А именно - ее переходом с «экстенсивной» идеологии дешевых денег и легкого кредита на более совершенную и менее подверженную кризисам «интенсивную» идеологию — с опорой на накопление, технологии, инновации и нацеленностью на конечный потребительский продукт и удовлетворение внутреннего спроса.
Только так можно придать динамизм правильным процессам, предъявив обществу новые инвестиционные проекты, а также новые тенденции и методы в принятии инвестиционных решений. Общего признания должен получить принцип «Государственные инвестиции должны дополнять частные, а не наоборот».
Решение:

Блок 2. Развитие ГЧП в России.

Так, на федеральном уровне уже приняты ряд законов, заложивших основы для развития ГЧП в России. Их перечень представлен сейчас Вашему вниманию.
Блок 3. Федеральное законодательство.

Прежде всего, на сегодняшний день, к сожалению, и это признается в официальных отчетах таких авторитетных ведомств как Счетная Палата РФ, в законах отсутствует само определение ГЧП.
Еще целый ряд существенных препятствий в развитии ГЧП указан на сопроводительном слайде.
В свою очередь, особое внимание хотелось бы заострить вот на каких проблемах ГЧП в правоприменительной практике.
Федеральное законодательство регламентирует одну из форм ГЧП - концессионные соглашения. В нынешних условиях является целесообразным принятие на федеральном уровне законов, позволяющих инвесторам участвовать в проектах ГЧП и в других формах.
Также требуется внести существенные изменения в целый пласт общефедеральных правовых актов, смежно или напрямую регулирующих отношения и споры, возникающие уже в ходе реализации ГЧП-проектов.
Так, в частности, Налоговым кодексом РФ установлена обязанность концессионера по уплате налога на имущество, переданного концессионеру и/или созданного им в соответствии с соглашением.
Очевидно, что такое обложение имущества, во-первых, создает значительную налоговую нагрузку для инвесторов. Во-вторых, фактически означает уплату в пользу государства налога со стоимости принадлежащего ему же имущества. В конечном итоге это приведет к увеличению стоимости услуг, оказываемых конечным потребителям.
В данном случае, требуется исключить концессионеров из состава субъектов, уплачивающих налог на имущество в отношении имущества, переданного концессионеру, а также в отношении имущества, созданного в соответствии с концессионным соглашением.
Кроме того, не решен вопрос о вычете НДС, уплаченного концессионером поставщикам, возникшего в ходе строительства и эксплуатации объекта концессионного соглашения. Также НДС, возникающий во время строительства дороги, подлежит возмещению в течение 3-х лет с момента выставления счета, в противном случае, он может быть потерян. А ведь, в случае, если передача дороги от концессионера государству не приводит к возникновению обязанности по исчислению НДС, то возместить входной НДС проблематично.
Решением видится увеличение срока, в течение которого концессионер имеет право на вычет и установление особого порядка зачета НДС при реализации концессионных проектов.
Кроме того, действующая редакция статьи 72 Бюджетного кодекса создает неясность относительно того, вправе ли государственные (муниципальные) заказчики заключать контракты, длительность производственного цикла которых не превышает соответствующий финансовый год или плановый период, однако сроки исполнения расходных обязательств по оплате работ подрядчика превышают срок действия утвержденных лимитов бюджетных обязательств.
Для однозначного толкования норм, регулирующих заключение таких контрактов, а также для возможности заключения долгосрочных контрактов по объектам, сроки создания которых укладываются в сроки бюджетного планирования, необходимо внести дополнение в Бюджетный кодекс в части, распространяющей указанный порядок на государственные (муниципальные) контракты и концессионные соглашения, срок исполнения расходных обязательств по которым превышает срок действия утвержденных лимитов бюджетных обязательств.
Следующий вопрос касается практики бюджетного планирования. Заключая соглашение по концессионным схемам, региональный орган власти, как правило, обязуется совершать выплаты по такому контракту в течение длительного срока, который почти всегда превышает плановый 3-летний бюджетный период. При этом общая сумма капиталовложений не отражается в бюджете, т.к. первоначальные вложения совершает инвестор, обязательства же государства будут отражаться постепенно в бюджетах будущих периодов.
Полагаем необходимым ввести в практику бюджетного планирования региона или муниципалитета оценку расходов на проекты ГЧП и установление предельных уровней этих расходов на сроки от 3-х и более лет. При этом следует разработать Методику планирования перспективных расходов и объемов гарантий на проекты ГЧП, а также предусматривать при бюджетном прогнозировании показатели обязательств по проектам ГЧП и индикаторы замещения бюджетных ассигнований частными инвестициями при финансировании проектов ГЧП.
Фиксация в соглашениях о ГЧП долгосрочных обязательств бюджета перед частными инвесторами, наряду с обязательствами частных инвесторов и операторов перед государством, создаст атмосферу уверенности в реализуемости и успешности проекта в целом.
Блок 4. Региональное законодательство.

Вместе с тем, принимая во внимание приоритетность инвестиций в региональные и муниципальные проекты, требуется модернизация нормативно-правовой базы также и на региональном уровне.
Ведь юридическое закрепление понятия ГЧП и инструментов его практического применения, на наш взгляд, приведет к качественному скачку в развитии экономики, повышению инвестиционной привлекательности и реализации инфраструктурных проектов с большим сроком окупаемости за счет частных инвестиций.


Особенностью данного документа является принципиально новый законодательный «взгляд» на проблему неконцессионных форм ГЧП, в частности, дано непротиворечивое определение ГЧП, связанное с развитием общественной инфраструктуры, что позволяет локализовать правоприменительное поле ГЧП.

Основой управления проектами ГЧП должны стать, как было сказано выше, программы комплексного социально-экономическом развития субъекта

В этом смысле модельный закон должен выполнять свою функцию не только в отношении региональных законопроектов, но и актов представительных органов местного самоуправления, направленных на развитие инвестиционной проектной деятельности на принципах неконцессионного ГЧП.
Особенно важна данная функция в случае необходимости пакетирования муниципальных проектов в межмуниципальные программы (для «захода» в такие программы крупных инвесторов (в первую очередь – Внешэкономбанка, действующего в условиях количественных ограничений и дешевых денег институциональных инвесторов).
Задача Модельного закона предоставить публично-правовым образованиям законодательную базу для осуществления этой части проектной деятельности без нарушения положений Конституции Российской Федерации.

Всего, в настоящее время уже в более чем 15 субъектах Российской Федерации осуществляется процесс нормотворчества с использованием базовых принципов и положений, сформированных в Модельном законе.
Управлять, координировать и контролировать выполнение соглашений по проектам ГЧП возможно с помощью различных образований.

Также возможно создание некой коммерциализированной структуры, 100% контролируемой государством, которая, в свою очередь, заключает соглашения о реализации проектов ГЧП с заинтересованными инвесторами. Как пример, - ОАО «Казахстанский центр ГЧП».

Большинство же российских регионов и муниципалитетов, на нынешнем этапе первых шагов в развитии ГЧП, начинают с введения в структуру своих управленческих органов (министерства, департаменты, комитеты) новых профильных отделов, координирующих только вопросы ГЧП. Так поступили в г.Санкт-Петербурге, где ответственным и, надо отметить успешно справляющимся, органов власти является Комитет по инвестициям и стратегическим проектам.
Блок 5. Итоги и задачи.

- при выборе проектов на условиях ГЧП органам федерального и муниципального уровня необходимо повысить качественную и, главное, своевременную проработку предлагаемых проектов и предлагать детальный регламент по каждому проекту на проведение конкурса по выбору профессионального и кредитоспособного частного оператора.
- на региональном уровне требуется развитие контрактных моделей, инструментов гарантий и страхования, совершенствование регионального

- необходимо более эффективное использование нашего общероссийского кадрового, профессионального потенциала. С одной стороны – это постоянное повышение квалификации госслужащих, вовлеченных в процесс управления капиталовложениями и развитием совместных государственно-частных проектов. С другой - результативное привлечение богатого практикой побед и неудач частного профессионального «капитала» участников современного производственного и торгово-экономического процесса.
Благодарю за внимание!