Пути совершенствования законодательной базы." Сборник статей

Первый заместитель Председателя Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации
Кризис не отменяет спрос на развитие
Мы, как законодатели, разделяем мнение тех экспертов и разработчиков механизмов государственно-частного партнерства, которые считают модели ГЧП- развития инфраструктурных проектов наиболее реальными и адекватными требованиям российской экономики. В нашей стране ответственность за развитие инфраструктуры транспорта, городского хозяйства, социальной сферы несут органы государственного и муниципального управления. Развитие объектов, составляющих эту инфраструктуру, всегда сопряжено с высокими затратами. Во всяком случае, размеры финансирования выходят за пределы возможностей региональных и городских бюджетов. Но решать эти проблемы все равно надо, ведь развитие инфраструктуры напрямую обеспечивает экономический рост. К тому же, не на последнем месте стоит и вопрос качества публичных услуг. Поэтому для решения своих задач власть привлекает частный бизнес и вступает с ним в партнерские отношения. Для предпринимателей партнерство с властью означает снижение долгосрочных рисков ведения бизнеса, определенные налоговые льготы или так называемые «налоговые каникулы», престижность в совместной реализации с государственными органами проекта.
С конца 2008 года много говорят и пишут, что кризис вынуждает свернуть инвестиционные программы. Но кризис не отменяет спрос на развитие инфраструктуры. Более того, я убежден, что необходимость расширять и эффективно применять механизмы ГЧП будет возрастать и в последующие годы. Конечно, полностью исключить влияние кризиса на проекты ГЧП, пожалуй, не совсем правильно. Но в чем проявится это влияние конкретно — покажет время. Возможно, изменятся векторы приоритетов. В последнее время на первый план стали выходить проекты по реконструкции и модернизации уже существующих инфраструктурных объектов. Но, как показывает практика, только за счет государственного бюджета спрос на инфраструктуру обеспечить довольно проблематично. Собственно говоря, как раз для привлечения внебюджетного финансирования и созданы инструменты ГЧП. Безусловно, в условиях кризиса постоянство спроса к бизнесу со стороны государства является важнейшим инструментом снижения рисков частных инвестиций, с одной стороны, и укрепление доверия кредитных организаций к подобным совместным ГЧП-проектам, с другой. Таким образом, у профессионально эффективных органов государственного и муниципального управления, возможно, появляется «историческая» возможность взаимовыгодно привлечь финансовые ресурсы бизнес-сообщества для решения важнейших задач социально-экономического развития страны.
Можно выделить три основных момента, способствующих повышению эффективности механизмов ГЧП:
- При выборе проектов на условиях ГЧП органам федерального и муниципального уровня необходимо повысить качественную и, главное, своевременную проработку предлагаемых проектов и предлагать детальный регламент по каждому проекту на проведение конкурса по выбору профессионального и кредитоспособного частного оператора.
- На региональном уровне требуется развитие контрактных моделей, инструментов гарантий и страхования, совершенствование регионального законодательства и его «стыковка»
с федеральным. В совокупности они должны обеспечить приемлемые риски частных инвестиций в общественную инфраструктуру. Со стороны государства при этом требуется четкое исполнение своих договорных обязательств.
- Необходимо более эффективное использование нашего общероссийского кадрового, профессионального потенциала.
С одной стороны - это постоянное повышение квалификации госслужащих, вовлеченных в процесс управления капиталовложениями и развитием совместных государственно-частных проектов. С другой - результативное привлечение богатого практикой побед и неудач частного профессионального «капитала» участников современного производственного и торгово-экономического процесса.
Надеюсь, что теоретические постулаты и практические наработки в области государственно-частного партнерства, изложенные в материалах данного сборника, послужат хорошим подспорьем для государственных служащих, занимающихся вопросами ГЧП, специалистов и экспертов в области нормативно-правовых отношений, представителей частного бизнеса, да и для самих законодателей