Зарубежный опыт-Казахстан  Главная  Карта сайта E-mail

Требования к разработке и экспертизе технико-экономического обоснования концессионного проекта, требующего софинансирования из республиканского или местного бюджета

1. Общие положения
1. Настоящие Требования к разработке и экспертизе технико-экономического обоснования концессионного проекта (далее – ТЭО проекта), требующего софинансирования из республиканского или местного бюджета разработаны в соответствии с пунктом 3 статьи 155 Бюджетного кодекса Республики Казахстан.
2. Настоящие требования являются обязательными к соблюдению при разработке ТЭО проекта, требующего софинансирования из республиканского или местного бюджета.
3. Настоящие требования являются обязательными к соблюдению при проведении экспертизы ТЭО проекта, требующего софинансирования из республиканского или местного бюджета.
4. Целью разработки ТЭО проекта является выработка оптимальных проектных решений, в том числе оптимальной структуры и масштаба концессионного проекта, по целесообразным маркетинговым, технико-технологическим, финансовым, институциональным, экологическим, социальным решениям, решениям по оценке и распределению рисков между участниками концессионного проекта, по определению видов и размера государственной поддержки, а также по влиянию проекта на государственный бюджет при его реализации.
5. Экономическая экспертиза – результат комплексной оценки экономического анализа, приведенных в технико-экономическом обосновании проекта, позволяющий определить осуществимость и эффективность реализации проекта.
6. Результатом экономической экспертизы проекта являются положительное заключение или отрицательное заключение.
Положительное заключение экономической экспертизы представляется на технико- экономическое обоснование проекта, структура и содержание, которого соответствует настоящим требованиям и подтверждает установленные технико-экономические параметры, а также имеются предпосылки к осуществимости и эффективности реализации проекта.
Отрицательное заключение экономической экспертизы представляется на технико- экономическое обоснование проекта, результаты оценки экономического анализа которого показывают на неосуществимость и/или неэффективность реализации проекта.
ТЭО проекта направляются на доработку в случаях несоответствия его структуры и/или содержания настоящим требованиям.
7. Целью проведения экономической экспертизы ТЭО проекта является определение экономической целесообразности реализации проекта по схеме концессии.

2. Требования к разработке ТЭО концессионного проекта
8. В ТЭО проекта должны выполняться альтернативные проработки, расчеты предложенных вариантов, в том числе принципиальные объемно-планировочные решения, расчеты эффективности вложения инвестиций, а также данные социальных, экологических и других последствий при строительстве (реконструкции) и эксплуатации объекта.
9. Экономическая эффективность вложения инвестиций в целях реализации проекта по схеме концессии должна подтверждаться соответствующими расчетами и сравнением с проектами аналогами, если таковые имеются.
10. Основными задачами разработки ТЭО проекта являются:
оценка реализуемости проекта по схеме концессии – возможность осуществления проекта с учетом всех имеющихся ограничений технического, финансового, экономического и другого характера;
оценка абсолютной эффективности концессионного проекта – проверка выполнения условия: значимость достигаемых результатов выше значимости требуемых затрат (расхода ресурсов);
оценка альтернативных вариантов реализации проекта по источникам финансирования – сопоставление альтернативных вариантов реализации проекта с целью обоснования реализации проекта на основе концессии как наилучшего варианта реализации проекта. 11. Содержание ТЭО проекта должно соответствовать следующей структуре:
резюме проекта;
введение;
маркетинговый раздел;
технико-технологический раздел;
нормативно-правовой раздел;
экологический раздел;
институциональный раздел;
финансовый раздел;
оценка рисков;
экономический раздел;
социальный раздел;
виды и размер государственной поддержки, влияние на государственный бюджет;
общие выводы по проекту;
приложения.
12. В зависимости от специфики проекта, добавляются дополнительные разделы и подразделы, позволяющие более детально раскрыть и обосновать принятые в рамках ТЭО проектные решения.
13. В резюме проекта раскрывается краткая информация о проекте и указываются исходная документация и главные выводы о необходимости реализации проекта по схеме концессии с учетом или без учета оказания мер государственной поддержки в обоснованных в рамках ТЭО проектных решений.
Резюме проекта должно содержать:
наименование проекта;
место реализации проекта;
планируемую общую стоимость проекта в национальной валюте и иностранной валюте, принятой для расчетов в рамках ТЭО проекта;
масштаб проекта;
мощность проекта;
компоненты проекта, с указанием стоимости каждого из них;
цель и задачи проекта, в том числе в количественном выражении;
основные выгодополучатели от реализации проекта по схеме концессии;
предполагаемые источники финансирования с разбивкой по годам;
период реализации проекта с разбивкой по этапам реализации проекта по годам;
предполагаемые виды и размер государственной поддержки;
основные результаты реализации проекта в количественном выражении: социально- экономические, финансовые показатели, влияние на государственный бюджет. 14. В разделе «Введение» описывается внешнее окружение проекта, в том числе существующие социально-экономические, природно-климатические, правовые и другие условия, в которых предполагается реализация проекта.
В разделе указываются показатели существующего и прогнозируемого на период реализации концессионного проекта, включающего подготовительный период, период создания (реконструкции) объекта концессии, период эксплуатации объекта концессии, уровня жизни населения, обеспеченность инфраструктурой, инвестиционный климат и другие социально-экономические показатели, характеризующие предполагаемое месторасположение и область влияния проекта на окружающую среду.
В данном разделе определяется проблема в отрасли, которую решает реализация проекта по схеме концессии, а также указываются альтернативные варианты решения данной проблемы (достижения цели концессионного проекта, по которым проводится сравнительный анализ в каждом из последующих разделов ТЭО проекта).
15. Маркетинговый раздел отражает анализ и оценку существующей и перспективной (на период реализации концессионного проекта) конъюнктуры спроса на образующуюся в результате реализации проекта продукцию (товара/услуги) и предложения потребляемых факторов производства.
Раздел должен включать:
анализ спроса (его тенденций) включает в себя:
анализ объемов, видов и цен на продукцию (услуги), которые будут производиться (предоставляться) в результате реализации проекта по категориям потребителей;
анализ объемов, видов и цен на продукцию (услуги), которые производятся (предоставляются) с учетом текущей ситуации в отрасли (регионе) по категориям потребителей;
анализ социально-экономических выгод проекта, который представляет собой оценку и обоснование количественных параметров спроса, его тенденций и цен на продукцию (услуги) или оценку необходимости в услугах;
сравнительный анализ существующих, аналогичных или альтернативных объектов в данной отрасли на предмет их преимуществ и недостатков перед проектом;
сравнительный анализ готовности (возможности) потенциальных потребителей платить за производство единицы продукции (услуги) с ценой продукции (услуги), которая ранее была дотационной или бесплатной;
анализ приемлемой (социально-справедливой) цены за единицу продукции (услуги);
анализ рынков сырья, материалов, оборудования, потребляемых в рамках проекта, который включает в себя сравнительный анализ по производителям и поставщикам, их ценообразованию, качества и условий поставки продукции;
анализ обеспеченности проекта трудовыми ресурсами соответствующей квалификации в периодах создания/реконструкции, эксплуатации объекта, предлагаемого к передаче в концессию, а также обоснование привлечения иностранных специалистов;
рекомендуемые мероприятия по содействию сбыту продукции (товара/услуги), программа реализации данной продукции (товара/услуги) в натуральных единицах. В каждом из подразделов указываются используемые источники информации и методики проведения маркетинговых исследований с приложением отчета по проведенному маркетинговому исследованию.
16. Технико-технологический раздел отражает процесс определения оптимальных проектных решений реализации проекта, в том числе по схеме концессии, с описанием структуры проекта, технико-технологических решений по проекту, определяющих параметры и компоненты проекта.
Раздел должен включать:
описание и сравнительный анализ технико-технологических решений с обоснованием выбранного наилучшего варианта реализации проекта;
обоснование выбранного месторасположения реализации проекта, который обосновывает выбор места реализации проекта относительно источников и потенциальных поставщиков сырья, потребителей продукции (товара/услуги) и близость к транспортным магистралям, географических особенностях;
расчетное обоснование мощности проекта с учетом принятых технико-технологических решений;
оценку влияния проекта на инфраструктуру региона, где предполагается реализация проекта;
обоснование выбранного проектного оборудования, в том числе технологическая совместимость с уже используемым оборудованием (если таковое предполагается в рамках реализации проекта), оптимальное соотношение «цена-качество», амортизация основных средств, альтернативные варианты по выбору оборудования, применение инновационного оборудования, использование ноу-хау, использование проектом стандартов качества, нормативные документы, устанавливающие технические и технологические требования к проекту;
обеспеченность реализации проекта инженерными сооружениями, с учетом имеющихся в наличии транспортных подъездов и средств, энерго-, тепло-, водоснабжения и канализации, а также обеспеченность складскими помещениями;
график реализации проекта, который отражает период создания/реконструкции объекта, предлагаемого к передаче в концессию, и его эксплуатацию по годам реализации и по технологическим этапам, с графическим отображением последовательности и продолжительности мероприятий по проекту во времени (план-график).
При выборе технических решений по проекту, в первую очередь, выбираются те решения, которые имеют наименьшее экологическое негативное воздействие или не имеют негативного экологического воздействия, а также оказывают больший социально- экономический эффект от реализации проекта.
17. Нормативно-правовой раздел включает в себя анализ возможностей реализации проекта по схеме концессии в рамках действующего законодательства Республики Казахстан, гражданско-правовые отношения, возникающие в ходе передачи концессионеру прав на создание (строительства) новых или реконструкцию существующих объектов государственной собственности во временное владение и пользование в целях улучшения и эффективной эксплуатации.
18. Раздел охраны окружающей среды отражает экологическое воздействие принятых в рамках реализации проекта технических решений и их соответствие утвержденным экологическим нормативам.
Оценка воздействия на окружающую среду в ТЭО проекта выполняется в соответствии с нормативными документами соответствующего уполномоченного государственного органа по охране окружающей среды Республики Казахстан и другими нормативными актами, регулирующими природоохранную деятельность.
Данный раздел должен включать:
оценку влияния проекта на состояние окружающей среды, количественную оценку экологического ущерба от реализации проекта и предполагаемые мероприятия по уменьшению его вредного воздействия;
мероприятия, предполагаемые проектом для улучшения экологической ситуации, как региона, так и Республики Казахстан в целом и их результат в количественном выражении. При выборе технико-технологических решений в рамках проекта должны быть выбраны те решения, которые соответствуют установленным экологическим нормативам. 19. Институциональный раздел отражает институциональные схемы управления проектом на протяжении его жизненного цикла, с указанием информации обо всех участниках реализации проекта и их функциях, а также структуру управления с оценкой финансовых затрат.
Данный раздел должен содержать:
подробное описание мероприятий по реализации проекта на каждом этапе (план реализации проекта): подготовительный период, период создания/реконструкции объекта концессии, а также период эксплуатации;
сравнительный анализ альтернативных вариантов схемы управления проектом на каждом этапе реализации, структуры управления, выработка оптимальной схемы управления;
определение участников и сторон реализации проекта на каждом этапе, с указанием осуществляемых ими в рамках реализации проекта функций, указание прямых и косвенных выгодополучателей;
определение требований и характеристик, предъявляемых к потенциальному концессионеру для обеспечения стабильного функционирования и успешной реализации проекта.
20. Финансовый раздел, в том числе финансовые модели реализации проекта, отражает оценку финансовых затрат и доходов, с оценкой альтернативных схем и источников финансирования проекта, учет влияния инфляции на реализуемость проекта, оценку финансовой эффективности, раскрывает принятые в рамках ТЭО проекта финансовые решения по проекту.
Данный раздел должен включать:
расчет общих инвестиционных издержек, распределение потребностей в финансировании по стадиям проекта, план финансирования по этапам реализации проекта по схеме концессии;
расчет затрат на эксплуатацию, производственных издержек, текущих расходов на содержание (эксплуатационные издержки);
расчет себестоимости продукции, тарифов, отпускной цены продукции (услуги);
сравнительный анализ и определение оптимального уровня тарифа (цены) с учетом индексации по годам, рассмотренный в рамках финансовой модели, в случае предоставления услуги на платной основе или определение оптимального уровня цены, в случае производства товара при реализации проекта по схеме концессии;
расчет доходов от продаж, расчет нераспределенной и чистой прибыли;
расчет потока денежных средств, отчета о прибылях и убытках;
учет инфляции, курса валют, определение нормы дисконта и поправок на риск;
анализ проекта (программы) с помощью методов дисконтирования, в том числе расчет чистого приведенного дохода (Net Present Value - NPV), внутренней нормы прибыльности (Internal Rate of Return, IRR), отношения дисконтируемых выгод и затрат, дисконтированного срока окупаемости;
расчет удельной финансовой эффективности инвестиционного проекта;
сравнительный анализ альтернативных вариантов схемы, источников, условий финансирования при реализации проекта за счет стопроцентного финансирования из государственного бюджета, привлечения государственного займа или на основе концессии;
определение эффективного срока концессии;
определение приемлемых параметров привлечения заемных средств для финансирования проекта;
расчет границ безубыточности;
источники финансирования эксплуатационных расходов, с четким определением, кем и когда такие расходы будут финансироваться.
В разделе должны быть раскрыты порядок расчета (указаны формулы) показателей, принятые допущения. Данные и расчеты представляются в виде таблиц, графиков, диаграмм с текстовыми пояснениями.
Количественные и качественные показатели должны быть взаимоувязаны и представлены в сравнительных таблицах с экономически завершающимися умозаключениями. Анализ должен проводиться на базе обоснованных расчетов с математическим моделированием и с использованием эмпирических показателей, учитывая международную практику.
21. Раздел «Оценка рисков» отражает проектные риски, возможные к наступлению на каждом этапе реализации проекта: подготовительный этап, этап создания/реконструкции объекта концессии, эксплуатации.
Данный раздел должен включать:
оценку коммерческих рисков, определяющих основные факторы риска, предположительный характер и диапазон изменений, предполагаемые мероприятия по снижению рисков;
оценку социальных рисков, определяющие основные факторы риска, предположительный характер и диапазон изменений, предполагаемые мероприятия по снижению рисков;
оценку экономических рисков, определяющие основные факторы риска, предположительный характер и диапазон изменений, предполагаемые мероприятия по снижению рисков;
оценку технических рисков, определяющие основные факторы риска, предположительный характер и диапазон изменений, предполагаемые мероприятия по снижению рисков;
оценку финансовых рисков, определяющие основные факторы риска, предположительный характер и диапазон изменений, предполагаемые мероприятия по снижению рисков;
сравнительный анализ распределения рисков между участниками проекта;
оценку специфических рисков для концессионера и концедента, определяющие основные факторы риска, предположительный характер и диапазон изменений, предполагаемые мероприятия по снижению рисков;
анализ в условиях неопределенности, в том числе анализ чувствительности по основным параметрам (объем сбыта, цена сбыта, прямые издержки), в том числе определение предельно допустимых значений изменения параметра.
Оценка рисков должна рассчитываться на основе современного моделирования. 22. Экономический раздел отражает влияние проекта на экономику Республики Казахстан (области, региона) в целом (макроэкономический анализ):
анализ ситуации в отрасли и перспективы ее развития без проекта, должны быть указаны значения основных отраслевых показателей (объем производства продукции (товара/услуги), доля отрасли в структуре внешне валового продукта (валового регионального продукта), объем инвестиций в отрасль и их динамика за последние три года и их прогнозируемое значение в будущем;
анализ перспектив развития отрасли с учетом реализации проекта, должны быть указаны значения основных отраслевых показателей (объем производства продукции (товара/услуги), доля отрасли в структуре внешне валового продукта (валового регионального продукта), объем инвестиций в отрасль и их прогнозируемое значение в будущем;
сравнительный анализ ситуации с учетом реализации проекта и его нереализации;
расчет показателей чистых общественных выгод, экономического чистого приведенного дохода (expected net present value – ENPV), экономической внутренней нормы доходности (Economic Internal Rate of Return – EIRR);
анализ влияния реализации проекта на развитие смежных отраслей;
анализ выгод и затрат проекта в целом и для прямых и косвенных выгодополучателей, который включает в себя анализ результатов, следствий и влияния, анализ эффективности затрат и неизмеримые выгоды, приращенные выгоды и затраты, дополнительные выгоды потребителя, необратимые издержки, внешние эффекты, международные эффекты, косвенные выгоды от реализации проекта;
анализ влияния проекта на рост экспортного потенциала Республики Казахстан и импортозамещения, развитие инноваций;
расчет прямого макроэкономического эффекта в текущих ценах и в сопоставимых ценах предыдущего года;
расчет косвенного макроэкономического эффекта в текущих ценах и в сопоставимых ценах предыдущего года;
расчет совокупного макроэкономического эффекта в текущих ценах и в сопоставимых ценах предыдущего года;
расчет годового индекса экономической эффективности проекта;
расчет интегрального индикатора экономической эффективности проекта;
расчет макроэкономической эффективности реализации проекта.
23. Социальный раздел отражает социальные аспекты проекта и социальные выгоды от реализации проекта.
Данный раздел должен включать:
анализ социальной ситуации в регионе и перспективы развития с учетом нереализации проекта в отрасли, должны быть указаны значения основных показателей уровня жизни населения Казахстана и региона, где предполагается реализация проекта (доходы населения, уровень занятости), их динамика за последние три года и их прогнозируемое значение в будущем;
анализ перспектив развития социальной ситуации с учетом реализации проекта;
анализ обоснованности проекта с точки зрения социально-культурных и демографических характеристик населения, в том числе исследование вопроса готовности населения оплачивать за потребление продукции (товара/услуги) при реализации проекта по схеме концессии;
потребность проекта в трудовых ресурсах по категориям работников, требования к их квалификации на каждом этапе и его влияние на занятость населения Республики Казахстан;
программы обучения и переподготовки рабочих и специалистов в рамках реализации проекта;
нормы охраны труда и техники безопасности;
анализ целесообразности (необходимости) развития социальной инфраструктуры;
анализ и оценка общественной (социально-экономической) необходимости проекта.
24. В разделе «Виды и размер государственной поддержки, влияние на государственный бюджет» отражаются обосновывающие в ТЭО проекта возможные виды и размер государственной поддержки деятельности концессионера, эффективность предоставления данных видов государственной поддержки с указанием объема в национальной валюте и влияния на реализацию проекта на государственный бюджет.
Раздел должен содержать:
обоснование выбора видов государственной поддержки, расчет оптимального размера государственной поддержки и индекса доходности государственной поддержки (без учета условных обязательств);
расчет дисконтированных бюджетных денежных потоков, бюджетного эффекта, индекса бюджетной эффективности проекта, чистого приведенного дохода, внутренней нормы доходности;
сравнительный анализ альтернативных вариантов реализации проекта по источникам финансирования (стопроцентное финансирование проекта за счет бюджетных средств государства, за счет государственного займа);
расчет нагрузки на государственный бюджет (республиканский и местный) по годам реализации проекта.
25. В разделе «Общие выводы» отражаются основные достоинства и недостатки по проекту, описание логики по выбору оптимального варианта реализации проекта, основные риски по проекту.
26. Приложения к ТЭО проекта должны включать финансово-экономические модели по каждому из рассматриваемых вариантов реализации проекта, таблицы расходов, графики окупаемости, диаграммы, рисунки, карты местности, подтверждающие и раскрывающие информацию, приведенную в ТЭО проекта.
3. Требования к экспертизе ТЭО проекта
27. Экспертизу ТЭО проекта проводит специализированная организация по вопросам концессии.
28. При проведении экономической экспертизы (далее - экспертиза) эксперт руководствуется принципами:
результативности проекта – положительность эффекта его осуществления, то есть превышение оценки слагаемых результатов над оценкой совокупных затрат, требуемых для реализации проекта;
адекватности и объективности – правильное отражение структуры и характеристик объекта, применительно к которому рассматривается проект с учетом степени недостоверности и неопределенности;
комплексности – учет разносторонних последствий реализации проекта, как в экономической, так и в социальной, экологической и в других внеэкономических сферах и определение соответствующих видов и величин результатов и затрат;
индивидуальности – оценка эффективности проекта с позиций каждого участника;
согласованности – данные и информация, отраженные в различных разделах ТЭО проекта и представленные в документах согласуются между собой;
достоверности – информация и данные, представленные в разделах ТЭО проекта подтверждены в заключениях других экспертиз ТЭО проекта, а также представленные в документах и в расчетах;
обоснованности – решения, принятые в рамках ТЭО проекта, являются обоснованными;
правильности расчета – порядок расчета и полученные показатели являются верными.
29. Задачами экспертизы являются:
анализ социальной эффективности реализации проекта по схеме концессии;
анализ экономической эффективности реализации проекта по схеме концессии;
анализ коммерческой эффективности реализации проекта по схеме концессии;
анализ бюджетной эффективности реализации проекта по схеме концессии с учетом оказания мер государственной поддержки;
анализ системы управления рисками проекта.
30. Экспертиза ТЭО проекта проводится на основании представленного ТЭО проекта и соответствующих положительных экспертиз, необходимых к проведению на ТЭО проекта в зависимости от специфики проекта, а именно:
1) государственной экспертизы юридического лица, уполномоченного Правительством Республики Казахстан на осуществление государственной экспертизы проектов;
2) экспертизы отраслевого органа;
3) экологической экспертизы уполномоченного органа в области охраны окружающей среды;
4) банковской экспертизы;
5) государственной научно-технической экспертизы;
6) экспертизы уполномоченного органа в области санитарно-эпидемиологического надзора.
31. Результатом проведения экспертизы является экспертное заключение специализированной организации по вопросам концессии на ТЭО проекта.
32. Содержание экспертного заключения должно соответствовать следующей структуре: общие сведения;
паспорт проекта;
оценка состава документации по проекту;
возможность реализации проекта в рамках действующего законодательства Республики Казахстан;
социально-экономическая эффективность реализации проекта;
коммерческая эффективность реализации проекта;
бюджетная эффективность реализации проекта с учетом оказания мер государственной поддержки;
система управления рисками проекта;
выводы по проекту.
33. В разделе «Общие сведения» указывается правовое основание и цель проведения специализированной организацией по вопросам концессии экспертизы ТЭО проекта. 34. Раздел «Паспорт проекта» должен включать в себя: наименование проекта;
цель проекта;
задачи проекта, в том числе в количественном выражении;
планируемый период реализации проекта;
общую стоимость проекта в национальной валюте и иностранной валюте, принятой для расчетов в рамках технико-экономического обоснования;
основные технические параметры в рамках реализации проекта;
компоненты проекта, с указанием стоимости каждого из них;
место реализации проекта;
предполагаемые источники финансирования проекта;
виды и размеры государственной поддержки.
35. Раздел «Оценка состава документации по проекту» должен включать в себя оценку наличия:
в ТЭО проекта необходимой в соответствии с настоящими требованиями информации;
соответствующих положительных экспертиз в соответствии с пунктом 30 настоящих требований.
36. Раздел «Возможность реализации проекта в рамках действующего законодательства Республики Казахстан» включает в себя анализ возможности реализации проекта в рамках действующего законодательства Республики Казахстан по вопросам концессии.
37. Раздел «Социально-экономическая эффективность проекта» включает в себя анализ: социальной эффективности реализации проекта;
экономической эффективности реализации проекта.
Анализ социальной эффективности реализации проекта должен включать анализ: общественных выгод от реализации проекта;
потребности в трудовых ресурсах;
готовности населения оплачивать за потребление продукта (товара/услуги);
обучения и переподготовки специалистов в целях реализации проекта;
социального эффекта от реализации проекта.
Анализ экономической эффективности реализации проекта должен включать в себя анализ:
спроса и предложения на товары (услуги), планируемые к предоставлению концессионером конечным потребителям;
экономической необходимости в производстве концессионером товара (услуги) при реализации проекта;
мировой опыт по реализации аналогичных проектов и их экономическая эффективность;
ситуации в отрасли «с проектом» и «без проекта»;
влияния реализации проекта на развитие смежных отраслей.
38. Раздел «Коммерческая эффективность проекта» должен включать в себя:
анализ финансовой модели в рамках ТЭО проекта;
анализ определенного оптимального тарифа (цены) в рамках ТЭО проекта;
анализ источников и условий финансирования проекта. 39. Раздел «Бюджетная эффективность реализации проекта с учетом оказания мер государственной поддержки» должен включать в себя: анализ влияния реализации проекта по схеме концессии на государственный бюджет (республиканский и местный);
анализ возможности реализации проекта в рамках установленных на соответствующий финансовый год лимитов по мерам государственной поддержки, рассматриваемых в рамках ТЭО проекта;
анализ необходимости и возможности оказания, указанных в ТЭО проекта, видов и объемов государственной поддержки.
40. Раздел «Система управления рисками проекта» должен включать в себя:
анализ идентификации рисков проекта;
анализ качественной и количественной оценки рисков проекта;
анализ распределения рисков по проекту;
анализ мероприятий по снижению или предотвращению рисков проекта. 41. Раздел «Выводы и рекомендации» должен содержать: общие рекомендации;
основные достоинства и недостатки по проекту;
отрицательное или положительное заключение по проекту;
объемы государственной поддержки деятельности концессионера;
рекомендуемые тарифы.
42. ТЭО проекта в обязательном порядке должно быть откорректировано с учетом замечаний и предложений соответствующих положительных заключений экспертиз, указанных в пункте 30 настоящих Требований, в зависимости от его специфики.

Источник: Материалы АО «Казахстанский центр государственно-частного партнерства».