Публикации в СМИ  Главная  Контактная информация E-mail  
Депутат Госдумы Хафиз Салихов: Одной из насущных проблем в нефтеперерабатывающей и нефтехимической отрасли является нехватка сырья

1 Июля 2009 г., 18:19

"ФК-НОВОСТИ" - www.fcinfo.ru

И Н Т Е Р В Ь Ю
МОСКВА, 24 сентября. /Парламентский корреспондент "ФК-Новости" Анна Козырева/.

Одной из насущных проблем в нефтеперерабатывающей и нефтехимической отрасли является нехватка сырья, заявил в интервью корреспонденту "ФК-Новости" председатель подкомитета по развитию государственно-частного партнерства комитета Госдумы по экономической политике и предпринимательству Хафиз Салихов. Он добавил, что именно от этого страдают предприятия - не монополисты. Салихов отметил, что этой проблеме был посвящен "круглый стол", который прошел на днях в Гоосдуме.
"Весьма актуально на заседании "круглого стола" прозвучал призыв руководства страны создавать выгодные конкурентные условия для переработчиков отрасли, в том числе развивать так называемую "топливную конкуренцию", то есть, широко использовать газ и синтетическое горючее в качестве моторного топлива, а также активно переходить на инновационные технологии", подчеркнул Салихов.
Депутат подчеркнул, что, несмотря на кризисное состояние российской экономики в целом, в Республике Татарстан, например, реализуется большой проект по запуску нефтеперерабатывающего завода мощностью 14 миллионов тонн в год. Салихов также отметил, что за январь - июнь этого года нефтедобывающими компаниями республики добыто 16,1 млн тонн нефти, что на уровне аналогичного периода прошлого года. При этом малыми нефтедобывающими компаниями нефти добыто 3,26 млн тонн.
Таким образом, пояснил он, удельный вес нефти, добытой малыми нефтедобывающими компаниями, составил 20,3 процента от общего объема добычи по республике. Для сравнения: в прошлом году данный показатель составлял 19,2 процента. По убеждению Салихова в России есть перспективы создания современных независимых нефтехимических комплексов, именно они создадут необходимую конкуренцию в отрасли.
Процесс строительства новых независимых НПЗ, не входящих в состав вертикально-интегрированных нефтяных компаний, набирает обороты, считает Салихов. Он напомнил, что Стратегия размещения новых нефтеперерабатывающих заводов обозначена в таких программных документах, как Протокол совещания у Председателя Правительства РФ Владимира Путина от 11 июля 2008 года, Протокол совещания у заместителя Председателя Правительства РФ Игоря Сечина от 4 июня 2008 года. В основе этих документов заложена идея необходимости выработки механизма по стимулированию строительства на территории Российской Федерации как раз новых независимых нефте- и газоперерабатывающих и нефтехимических комплексов. При этом предусматривается возможность участия государства, в том числе в рамках государственно-частного партнерства.
При этом, добавил депутат, должны быть проработаны вопросы освобождения от уплаты ввозных таможенных пошлин оборудования и технологий, используемых в сфере переработки углеводородного сырья и не производимых в Российской Федерации. Салихов высказал уверенность, что "только на основе государственно-частного партнерства может успешно вестись строительство новых заводов". К сожалению, отметил он, пока такое партнерство не получило широкого распространения.
Салихов также обратил внимание на то, что современное размещение предприятий нефтеперерабатывающей промышленности России характеризуется неравномерностью, обусловленной ходом развития отрасли в предшествующие десятилетия. Так, почти 44 процента современных общероссийских мощностей по первичной переработке нефти размещено в Приволжском федеральном округе.
Вот и получается, что средняя дальность развоза нефтепродуктов по железной дороге с действующих НПЗ России превысила тысячу километров, в ряде случаев дальность транспортировки нефтепродуктов достигала 4000-5000 километров и более. "А это существенно сказывается на росте цены нефтепродуктов", - подчеркнул депутат. Он также отметил, что на повестке дня сегодня стоит строительство современных нефтеперерабатывающих и нефтехимических предприятий на концах нефтепроводов и в приморских зонах.
"Имеется в виду Дальний Восток - район Находки, Запад-Балтика, Север - Мурманск, Юг России - г. Абинск, Краснодарский край и другие", - пояснил депутат. Он уверен, что это создаст более широкую возможность торговли не только сырой нефтью и дешевыми полуфабрикатами, но и товарной продукцией нефтепереработки и нефтехимии европейского уровня качества, что позволит дополнительно получить доход в бюджет страны многие миллиарды долларов и снизить цену на моторное топливо внутри страны.
Салихов также обратил внимание на то, что существующая в стране налоговая политика стимулирует нефтяные компании к экспорту добываемой нефти, а не увеличению загрузки отечественных НПЗ и их техническому перевооружению. По его словам, анализ ситуации показывает, что в ценах предприятия налоговая нагрузка на нефтепереработку составляет около 60 процентов от стоимости товарной продукции. А это почти в 2 раза превышает допустимый уровень налогов на товаропроизводителей.
По оценкам специалистов, допустимая налоговая нагрузка по отношению к стоимости продукции должна быть не выше 30-40 процентов; при налоговых платежах, превышающих 50 процентов от стоимости "НПЗ находится как бы в "виртуальной реальности": выручив за свои услуги всего 1 рубль, он должен заплатить 3-4 рубля налогов в бюджет. Не говоря уже о вывозных таможенных пошлинах", особо отметил Салихов.
"Необходимо принципиально изменить налоговую политику в нефтеперерабатывающей отрасли. Объектом уплаты косвенных налогов должен быть не нефтеперерабатывающий завод, а собственник производимой продукции", - уверен он. Депутат добавил, что большинство стран, находящихся на уровне, сопоставимом с российским, вовсе не вводят дополнительных (акцизных) налогов на нефтепродукты. Особенно это относится к странам-экспортерам нефти. По его словам, доля налогов в цене бензина в настоящее время в России достигает 60 процентов, а в цене дизельного топлива - 50 процентов. При этом он считает, что если хотя бы половина огромных доходов, получаемых в нефтеперерабатывающем секторе экономики страны, была направлена на развитие НПЗ, это обеспечило бы решение технических и экономических проблем нефтепереработки России.
"В последние годы вертикально-интегрированные компании трансформировались в четко выраженные региональные монополии и стали фактором сдерживания развития экономики страны. Преодоление кризисных явлений в нефтеперерабатывающей промышленности невозможно без активного участия государства в стимулировании рыночных рычагов", - заключил он.