Монография В.Максимова "Государственно-частное партнерство в транспортной инфраструктуре: критерии оценки концессионных конкурсов"
Введение
Российской Федерации, как и в других развитых странах, транспорт является одной из крупнейших базовых отраслей хозяйства, важнейшей составной частью производственной инфраструктуры.
Транспортные коммуникации объединяют все районы страны, что является необходимым условием ее территориальной целостности, единства ее экономического пространства. Они связывают страну с мировым сообществом, являясь материальной основой обеспечения внешнеэкономических связей России и ее интеграции в глобальную экономическую систему.
Транспорт наряду с другими инфраструктурными отраслями обеспечивает базовые условия жизнедеятельности общества, являясь важным инструментом достижения социальных, экономи­ческих и внешнеполитических целей. Устойчивое развитие транспорта является гарантией единства экономического пространства, свободного перемещения товаров и услуг, конкуренции и свободы экономической деятельности, обеспечения целостности России и ее национальной безопасности, улучшения условий и уровня жизни населения.
Реализация всего комплекса задач по развитию транспортной инфраструктуры не может и не должна всецело лежать на плечах государства. Перспективным механизмом привлечения негосударственных средств является государственно-частное партнерство (ГЧП), которое стало одним из главных инструментариев государственной инвестиционной политики во всем мире. Про­грессивная практика свидетельствует о все более широком рас­пространении различных моделей государственно-частного партнерства в транспортных отраслях, особенно при строительстве автомобильных дорог, крупных туннелей и мостов, обеспечивающих успешное выполнение программ развития транспортных комплексов под контролем государства.
Для привлечения частного капитала, эффективного менедж­мента и современных технологий, государству необходимо сформировать такой экономический и организационно-правовой механизм, который обеспечивал бы заинтересованность частных инвесторов и справедливую процедуру их конкурсного отбора, основанную на эффективной системе критериев оценки предложений участников концессионных конкурсов, позволяю­щей повысить гарантии успешной реализации транспортного проекта, снизить совокупные общественные издержки и про­изводственные риски. Поэтому совершенствование теоретиче­ских основ и практического механизма государственно-частного партнерства в отраслях транспортной инфраструктуры является как с научной, так и с практической точек зрения актуальной задачей.
Совершенствование механизма государственно-частного партнерства — многогранная проблема, включающая в себя четкое определение роли и функций государства и частных инвесторов, особенности и принципы взаимодействия сторон, институцио­нальное регулирование процессов партнерства на всех стадиях его практического осуществления и т. д.
Анализу роли государства в современной экономике посвящено значительное количество работ, среди которых следует выделить труды отечественных ученых: А. И. Анчишкина [21], Е. С. Варги [29, 30], А. Л. Гапоненко [35, 99, 114], А. Н. Илларионова [53, 54], А. П. Панкрухина [35, 86, 114], В. П. Чичканова [106], Л. Н. Юров­ского [129], Е Г. Ясина [133, 134] и др., а также представителей зарубежной науки — Э. Аткинсона [136, 137], Дж. Бреннана [26, 138, 139], Дж. Бьюкенена [26, 27], Дж. Стиглица [155], Г. Таллока [157], И. Шихаты [127] и др.
Изучению аспектов взаимодействия государства и бизнеса в различных отраслях экономики посвящены исследования рос­сийских ученых: М. Н. Афанасьева [23], О. С. Белокрыловой [25], В. Г. Варнавского [31, 32], С. Ю. Глазьева [39], И. М. Осадчей [78, 85], Я. Ш. Паппэ [87], В. И. Якунина [130, 131, 132] и др.
Оценка экономической эффективности инвестиционных и ин­новационных проектов, обеспечивающих научно-технический прогресс на транспорте и в сфере транспортной инфраструктуры, нашли свое отражение в работах Б. А. Волкова [34], А. Е. Гибш­мана [37, 38], В. Н. Лившица [66, 93], Т. С. Хачатурова [122, 123], Ф. И. Шамхалова [125, 126] и др.
Вместе с тем в экономической науке ощущается недостаток теоретических и методических разработок, касающихся соблюдения баланса интересов партнеров, механизмов их регулирования при реализации стратегии развития транспорта и его инфра структуры. Общей целью работы явилась разработка научно обоснованных рекомендаций по совершенствованию современного механизма государственно-частного партнерства при реализации проектов транспортной инфраструктуры как важнейшего инструмента осуществления государственной стратегии по развитию транспортного комплекса России.
Для достижения поставленной цели потребовалось решение следующих групп задач:
. уточнить содержание механизма государственно-частного партнерства при реализации проектов транспортной инфраструктуры в современной России; . выявить особенности отечественного и зарубежного опыта реализации инфраструктурных проектов в сфере транспорта с целью определения наиболее рационального долевого участия государства и частного бизнеса;
. оценить эффективность существующей методики оценки предложений участников концессионных конкурсов, разработать альтернативные варианты;
. предложить показатель оценки эффективности государственных инвестиций при реализации инвестиционных проектов на основе государственно-частного партнерства, сформировать процедуру его расчета и выработать рекомендации по применению.
В качестве объекта исследования в работе выступает процесс совершенствования механизма государственно-частного партнерства при реализации проектов транспортной инфраструктуры.
Предметом исследования явились организационно-экономические, институциональные и управленческие отношения, возникающие в процессе реализации инфраструктурных транспортных проектов на основе государственно-частного партнерства.
Теоретической и методологической основой работы служат труды отечественных и зарубежных ученых, фундаментальные исследования в области теории управления, прикладные работы по тематике развития государственно-частного партнерства в Российской Федерации и за рубежом, а также практический опыт подготовки федеральных инвестиционных проектов в дорожной отрасли.
При решении поставленных задач были применены общенаучные методы теории управления, экспертного, статистического и сравнительного анализов, другие методы, разработанные отечественными и зарубежными учеными, табличные и графические приемы визуализации данных. Практическая значимость исследования, по мнению автора, состоит в раскрытии экономической сущности и механизма государственно-частного партнерства при реализации проектов транспортной инфраструктуры, в доведении полученных результатов исследования до уровня конкретных предложений и рекомендаций, приемлемых для использования в экономике, организации и управлении предприятиями, отраслями, комплексами транспорта. Результаты данной работы могут быть использованы в качестве научно-практического инструментария государственными органами, частными компаниями и финансовыми институтами при подготовке и реализации проектов транспортной инфраструктуры на основе государственно-частного партнерства, а также в качестве учебных материалов на курсах повышения квалификации, в программах подготовки магистров и слушателей программ MBA.
При этом автор полагает, что продолжающийся мировой эконо­мический кризис не уменьшает важность данной книги и востребованность механизма государственно-частного партнерства в целом, а наоборот — способствует его более широкому распространению и проникновению в отрасли, ранее недоступные или малодоступ­ные для частного капитала. Последовательное секвестирование бюджетов всех уровней в нашей стране освобождает ниши, часть из которых будет изначально инвестиционно привлекательной для частного капитала, в части — государству потребуется еще приложить усилия для формирования комфортных условий, но именно партнерство государства и бизнеса должно дать мощный толчок для диверсификации экономики и выхода Российской Федерации на новый уровень экономического развития.
По этой причине автор старался наиболее полно приблизить материал книги к существующей практике и надеется, что книга поможет читателям в их деятельности. При возникновении воп­росов по прочитанному материалу или о практике применения государственно-частного партнерства в конкретных проектах у читателей имеется возможность связаться с автором по эле­ктронной почте: info@transproekt.ru.
Автор искренне признателен коллегам, которых объединяет не место работы, а неугасаемый интерес и практическая деятель­ность по совершенствованию механизма государственно-частного партнерства в различных отраслях экономики нашей страны, за активное обсуждение затронутых в данной монографии проблем и предложенных автором решений, полезные советы и кон­структивную критику.
Особую благодарность автор выражает консалтинговой компании ООО «ТРАНСПРОЕКТ», обладающей практическим опытом реализации крупнейших инвестиционных и концессионных про­ектов, трудовая деятельность в которой позволила подготовить монографию данной направленности. Автор выражает глубокую признательность государственным структурам и коммерческим организациям, знающим о государственно частном партнерстве и концессионном механизме не понаслышке, их официальная и неофициальная поддержка существенно подняла уровень и требования к качеству выпускаемого материала. Поименно хотел бы отметить: ФГУ «Дирекция государственного заказчика по реализации федеральной целевой программы “Модернизация транспортной системы России”» Министерства транспорта Российской Федерации (ФГУ «Ространсмодернизация») и лично генерального директора Х. Ш. Зябирова, позитивное отношение и поддержка которого позволили получить первые практические отзывы на результаты исследования; ФГУ «Дороги России» Федерального дорожного агентства и ОАО «Дорожный проектно-изыскательский и научно-исследовательский институт “ГИПРОДОРНИИ”» за экспертное мнение и квалифицированные замечания по тексту книги.