Пути совершенствования законодательной базы." Сборник статей
Эммануэль Морис

Генеральный советник Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР)

Взаимовыгодное сотрудничество

Использование механизмов государственно-частного партнерства значительно возросло в последние годы ввиду того, что государственный и частный сектор ведут совместную работу по развитию и модернизации жизненно важных объектов инфраструктуры. Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) с готовностью поддерживает инициативу правительств своих стран операций в этой области. Опыт разных стран в сфере государственно-частного партнерства различен, и информация о таком опыте, как положительном, так и негативном, чрезвычайно полезна. При недостаточности финансовых ресурсов как в государственном, так и частном секторе, фундаментально важными становятся эффективность и выгодное соотношение цены и качества.
По мнению ЕБРР, государственно-частное партнерство и концессии являются действенными и эффективными механизмами предоставления общественных услуг. В 2001 году ЕБРР принял стратегию финансирования концессионных соглашений, описывающую подход ЕБРР к отбору и одобрению концессионных проектов. Основные требования, сформулированные в данной стратегии, включают в себя конкурсный отбор, справедливость контрактов, а также эффективное и сбалансированное распределение рисков между государственным и частным сектором (1).
В ходе реализации программы правовой реформы ЕБРР провел сравнительное исследование национального концессионного законодательства относительно международного передового опыта и степени использования данного законодательства на практике (2). ЕБРР также оказывает консультационные услуги правительствам своих стран в ходе проводимых ими мероприятий по улучшению системы законодательных и нормативных актов в области государственно-частного партнерства (3). Опыт последних десятилетий свидетельствует о том, что при правильно сформированной структуре использование механизмов государственно-частного партнерства чрезвычайно выгодно как для государственного, так и для частного сектора, и в особенности для населения. Для России, огромная территория которой затрудняет процесс предоставления общественных услуг, государственно-частное партнерство может стать решением проблем в области инфраструктуры и улучшения предоставления общественных услуг.
Отрадно отметить возрастающий интерес к развитию законодательной базы государственно-частного партнерства в России. Подкомитет Государственной Думы по развитию государственно-частного партнерства заслуживает похвалы за свой активный и новаторский подход, позволивший подготовить данную брошюру. В ходе реализации программы правовой реформы ЕБРР готов оказать содействие подкомитету по развитию ГЧП Комитета Государственной Думы РФ по экономической политике и предпринимательству в его усилиях и надеется на участие в реализации будущих проектов государственно-частного партнерства в Российской Федерации.
1 См. Финансирование ЕБРР частных компаний - участников концессионных соглашений http://www. ebrd. com/oppor/procure/guide/concess.pdf
2 См. Выпуск юридического журнала Банка за 2007 год, Право на этапе перехода, посвященный данной теме: http://www.ebrd.com/pubs/legal/lit071.htm
3 Дополнительная информация о работе ЕБРР в данной области на сайте Банка:http://www.ebrd.com/country/sector/law/concess/index.htm