Пути совершенствования законодательной базы." Сборник статей
Олег Викторович Морозов
Первый заместитель Председателя Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации

Кризис не отменяет спрос на развитие

Мы, как законодатели, разделяем мнение тех экспертов и разработчиков механизмов государственно-частного партнерства, которые считают модели ГЧП- развития инфраструктурных проектов наиболее реальными и адекватными требованиям российской экономики. В нашей стране ответственность за развитие инфраструктуры транспорта, городского хозяйства, социальной сферы несут органы государственного и муниципального управления. Развитие объектов, составляющих эту инфраструктуру, всегда сопряжено с высокими затратами. Во всяком случае, размеры финансирования выходят за пределы возможностей региональных и городских бюджетов. Но решать эти проблемы все равно надо, ведь развитие инфраструктуры напрямую обеспечивает экономический рост. К тому же, не на последнем месте стоит и вопрос качества публичных услуг. Поэтому для решения своих задач власть привлекает частный бизнес и вступает с ним в партнерские отношения. Для предпринимателей партнерство с властью означает снижение долгосрочных рисков ведения бизнеса, определенные налоговые льготы или так называемые «налоговые каникулы», престижность в совместной реализации с государственными органами проекта.
С конца 2008 года много говорят и пишут, что кризис вынуждает свернуть инвестиционные программы. Но кризис не отменяет спрос на развитие инфраструктуры. Более того, я убежден, что необходимость расширять и эффективно применять механизмы ГЧП будет возрастать и в последующие годы. Конечно, полностью исключить влияние кризиса на проекты ГЧП, пожалуй, не совсем правильно. Но в чем проявится это влияние конкретно — покажет время. Возможно, изменятся векторы приоритетов. В последнее время на первый план стали выходить проекты по реконструкции и модернизации уже существующих инфраструктурных объектов. Но, как показывает практика, только за счет государственного бюджета спрос на инфраструктуру обеспечить довольно проблематично. Собственно говоря, как раз для привлечения внебюджетного финансирования и созданы инструменты ГЧП. Безусловно, в условиях кризиса постоянство спроса к бизнесу со стороны государства является важнейшим инструментом снижения рисков частных инвестиций, с одной стороны, и укрепление доверия кредитных организаций к подобным совместным ГЧП-проектам, с другой. Таким образом, у профессионально эффективных органов государственного и муниципального управления, возможно, появляется «историческая» возможность взаимовыгодно привлечь финансовые ресурсы бизнес-сообщества для решения важнейших задач социально-экономического развития страны.
Можно выделить три основных момента, способствующих повышению эффективности механизмов ГЧП:
- При выборе проектов на условиях ГЧП органам федерального и муниципального уровня необходимо повысить качественную и, главное, своевременную проработку предлагаемых проектов и предлагать детальный регламент по каждому проекту на проведение конкурса по выбору профессионального и кредитоспособного частного оператора.
- На региональном уровне требуется развитие контрактных моделей, инструментов гарантий и страхования, совершенствование регионального законодательства и его «стыковка»
с федеральным. В совокупности они должны обеспечить приемлемые риски частных инвестиций в общественную инфраструктуру. Со стороны государства при этом требуется четкое исполнение своих договорных обязательств.
- Необходимо более эффективное использование нашего общероссийского кадрового, профессионального потенциала.
С одной стороны - это постоянное повышение квалификации госслужащих, вовлеченных в процесс управления капиталовложениями и развитием совместных государственно-частных проектов. С другой - результативное привлечение богатого практикой побед и неудач частного профессионального «капитала» участников современного производственного и торгово-экономического процесса.
Надеюсь, что теоретические постулаты и практические наработки в области государственно-частного партнерства, изложенные в материалах данного сборника, послужат хорошим подспорьем для государственных служащих, занимающихся вопросами ГЧП, специалистов и экспертов в области нормативно-правовых отношений, представителей частного бизнеса, да и для самих законодателей