Пути совершенствования законодательной базы." Сборник статей
Евгений Алексеевич Фёдоров
Депутат Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, председатель Комитета Госдумы по экономической политике и предпринимательству

«За частным бизнесом — приоритет в государственно-частном партнерстве»

В докладе от февраля 2008 года Председателя Правительства РФ Владимира Путина «О стратегии развития России до 2020 года» отмечено, что на фоне благоприятной для нас экономической конъюнктуры мы пока лишь фрагментарно занимаемся модер¬низацией экономики. Уйти от инновационного, колониально-сырьевого сценария и встать на путь национального иннова¬ционного развития невозможно без существенных инвестиций в модернизацию нашей экономики.
В условиях рыночной экономики добиться успеха в реализации крупных экономических проектов общегосударственного значения можно, только создав общий эффект от объединения усилий государства и бизнеса.
Государственно-частное партнёрство - важнейший и наиболее универсальный механизм, значение которого в России с каждым годом возрастает и уже создаёт необходимый эффект, причём партнёрство по всем сферам экономической и социальной политики. Я надеюсь, что в будущем ГЧП поменяется на аббревиатуру ЧГП: частно-государственное партнёрство - по мере усиления роли именно частной составляющей этого соотноше¬ния и, в целом, сокращения роли государства, которая запланирована в «Стратегии 2020».
Необходимо отметить, что на федеральном уровне в основном создана достаточная законодательная база для реализации разных форм государственно-частного партнёрства, а также оформлены различные институты механизма реализации такого партнёрства на сегодняшнем этапе. С другой стороны, мы, как законодатели, понимаем, что со стратегической, макроэкономической точки зрения эти механизмы должны быть развиты многократно.
В этом плане, с принятием федеральных законов «О концессионных соглашениях», «Об особых экономических зонах Российской Федерации» и ряда других, включая законопроект «О передаче прав на единые технологии», который вскоре будет принят Государственной Думой, мы возлагаем большие надежды на ускорение и развитие инновационного вектора нашей экономики.
В стране создан один из важнейших инструментов ГЧП -Инвестиционный Фонд Российской Федерации, призванный возглавить всю отечественную инвестиционную политику. Фонд создаёт частному бизнесу возможность реализации проектов, имеющих стратегическое значение для экономики и не отличающихся длительными сроками реализации.
В целях создания и развития инновационной системы России, за счёт средств Инвестиционного фонда в Российской Федерации создана Российская Венчурная компания. Созданы и обеспечены достаточными ресурсами ГК Банк развития и внешнеэкономической деятельности, ГК Роснанотех, ГК Ростехнологии и другие. И теперь требуется ускоренное их включение в промышленно-экономическое пространство страны. Этому может послужить и создание при ГК «Банк развития» Центра развития ГЧП, содействующего разработке и внедрению новых проектов.
Государственный и частный бизнес при выполнении инвести¬ционных программ должны преследовать важнейшую задачу - развитие инфраструктуры отечественного машиностроения, судостроения, фармацевтической промышленности. Прежде всего, называю эти направления, потому что в отношении этих сфер существует огромный спрос и заказ со стороны российского бизнеса, многократно превышающий их возможности. И поэтому мы планируем вопросы этих ключевых отраслей решать через закон о развитии промышленности, который предполагается рассмотреть Государственной Думой.
На законодательном уровне создан необходимый задел для развития государственно-частного партнёрства, но уже сегодня становится очевидным, что необходимо готовиться к переходу на новое законодательство, обеспечивая достижение целей стратегического развития национальной экономики в достаточно сжатые сроки.
Сегодня в условиях кризиса мы ускоренно начали двигаться по пути перехода от сырьевой экономики к инноваци¬онной, но еще немало предстоит сделать. Без системных изменений в экономике задачу развития инновационного вектора в экономике не решить двумя, тремя или даже десятью законами. Очевидно, что налоговая система у нас в принципе не соответствует инновационной экономике и носит подавляющий характер в части налога по НДС, в необходимости пересмотра которого уже мало кто из экспертов сомневается. Общая «архитектура» налоговой системы не поддерживает инновацион¬ную экономику. Отсутствуют целые пласты, инструменты инно¬вационной экономики, где оборот нематериальных активов и многих необходимых финансовых операций в силу огра¬ничительной нормативной базы просто отсутствует. Потому что сформированная в 90-е годы основная модель структуры законодательства Российской Федерации, была создана под сырьевой характер экономики и соответственно, заведомо имела блокирующий характер для инновационной.
Также надо иметь в виду, что переход на инновационный путь развития связан, прежде всего, с масштабными инвестициями в человеческий капитал и качественным изменением роли человека, - прежде всего, как высокопрофессионального и инициативного специалиста в своей области. И это новое качество необходимо, с одной стороны, подкрепить соответствующей мотивацией, а, с другой, обозначить его конкретную реализацию в экономическом и законодательном аспектах.
Согласно «Стратегии развития 2020», Россия должна стать самой привлекательной для жизни страной. Известно, что общество без бедности возможно только на основе единства целей, на основе всеобъемлющего честного и равноправного партнерства государства и частного бизнеса, их консолидированных усилий в национальном курсе развития страны. По сути, государственно-частное партнерство должно стать важнейшим инструментом экономической политики для формирования качественно нового государства, способного выполнить план национального развития и решить многие, в том числе, непростые геополитические задачи.